Мой блог на сайте
Еще статьи по теме
- Сколько должно быть места на кормовом столе?
- Как посчитать обород стада в хозяйстве.
- Методы кастрации
- Методы обезроживания
- Ветеринарно-санитарные требования к животным и условия комплектования промышленных комплексов ГОСТ 26090-84
- Ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА СССР ОТ 22.12.1967 N 1142 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНОГО УСТАВА СОЮЗА ССР
- Минсельхоз утвердил новые правила по убою животных.
- Содержание крс
- ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ в ЛПХ
В России существует ряд законов и нормативно-правовых актов, которые предусматривают ответственность в области ветеринарии, санитарии и эпидемиологии. Прежде всего, задача государства состоит в том, что бы предотвратить распространение очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, людей, растений и ликвидировать их.
Закон устанавливает санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, а так же требует проведения санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий.
Животные и растения могут являться распространителями болезней так как находятся в тесном контакте с человеком, поэтому государство должно обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Ликвидировать воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. С этой целью разработаны государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В РФ осуществляется деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры направлены на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений. Прежде всего, осуществляется защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Так как здоровье растений и животных непосредственно влияет на жизнедеятельность человека, то безусловно, эта отрасль законодательства подлежит развитию и глубокому изучению. Человечество постоянно сталкивается с новыми видами болезней, которые порождаются не только за счет генетических изменений, но и проведением опытов над животным и растительным миром планеты.
Сегодняшняя законодательная база РФ состоит из нескольких основополагающих законов. Так Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” закрепил обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарного законодательства.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны [6, ст. 10]:
– выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
– не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
– разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
– обеспечивать безопасность для здоровья человека;
– осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг;
– своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Ветеринарное законодательство в России охватывает своим действием область профессионального труда ветеринарных специалистов и труда других лиц, связанного с животноводством, переработкой, реализацией, транспортировкой продуктов и сырья животного происхождения. На территории РФ действуют закон Российской Федерации «О ветеринарии» и принимаемые в соответствии с ним законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов, а также правительственные акты и издаваемые Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации положения, инструкции, наставления, правила, указания, нормы, нормативы, рекомендации и другие документы, регулирующие ветеринарную деятельность в стране.
Действующими нормативно-правовыми актами являются:
– санитарные и ветеринарные правила для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств (Утверждены Госагропромом СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР 29 сентября 1986 г.)
- СП 3.1.084–96 Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных.
- СП 3.1.085–96 Бруцеллез,
- СП 3.1.087–96 Кампилобактериоз,
- СП 3.1.086–96 Сальмонеллез,
- СП 3.1.088–96 Листериоз,
- СП 3.1.092–96 Орнитоз,
- СП 3.1.094–96 Иерсиниозы,
- СП 3.1.095–96 Коксиеллез (лихорадка Ку),
- СП 3.1.091–96 Лептоспироз,
- ВП 13.4.1318-96 Ветеринарные правила
- МУ 3.1.7.1104–02 Эпидемиология и профилактика листериоза.
Санитарные правила и нормы устройства, оборудования и эксплуатации аптек (САНПИН 2.1.3.12.1.2007).
Также существуют отдельные правила для содержания животных, птиц и насекомых, например:
Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел. Утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 15 декабря 1976 г.)
Такая законодательная база создана в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В целях борьбы с эпизоотиями, массовыми заболеваниями и отдельными заболеваниями домашних животных, а также в установленном порядке изъятых из окружающей среды диких животных, правила поведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий.
Государственная ветеринарная служба Российской Федерации, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная ветеринарная службы и Государственный ветеринарный и ведомственный ветеринарно-санитарный надзор обеспечивают в РФ правопорядок в области ветеринарии и санитарии. Государственный ветеринарный надзор – это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на:
– выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
– организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;
– разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
– надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
– надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
– применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
За несоблюдение норм санитарного законодательства и законодательства о ветеринарии физические и юридические лица несут ответственность. Она может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной.
Дисциплинарная ответственность — это ответственность сотрудника ветеринарной клиники, который нарушил нормы Трудового законодательства. Ст. 193 Трудового кодекса РФ предусматривает 3 вида дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены за нарушение трудовой дисциплины: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение. Данный перечень является исчерпывающим для применения общей дисциплинарной ответственности. Для отдельных категорий работников законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Гражданско-правовая ответственность применяется к лицу, которое нарушило чье либо право, не выполнило обязательств и т.д. Законом или договором могут быть предусмотрены меры воздействия на данное лицо, влекущие за собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда. Цель гражданско-правовой ответственности — восстановление нарушенных прав. В области ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения гражданско-правовая ответственность заключается в полном возмещении причиненного ущерба. Данный вид ответственности возлагается на физических и юридических лиц. Так же ответственность разделяется на: договорную и внедоговорную. В договоре указывается ответственность за нарушение его условий. А внедоговорная ответственность возникает в силу закона.
К административной ответственности перед государством может быть привлечено физическое или юридическое лицо за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. При административной ответственности обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим данный вид ответственности отличается от дисциплинарной. В Кодексе об административных правонарушениях РФ установлен исчерпывающий перечень правонарушений в сфере ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за которые наступает административная ответственность.
Основанием для применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности являются: отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследований, иммунизации животных) и нарушение сроков их проведения; нарушение правил карантина и т.д. Ветеринарный врач или ветеринарная клиника могут быть привлечены за:
– занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности.
– нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
– нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
– нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками [14] [15, п. 4.8-4.9].
– нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
– нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
– нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
– сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний.
– нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
– реализация или использование в целях воспроизводства племенной продукции (материала) с нарушением требований, установленных законодательством о племенном животноводстве.
– нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад.
В судебной практике рассматриваются и административные дела об отсутствии у юридического лица ветеринарного сопроводительного документа для перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства и является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 10.8 кодекса РФ об административных правонарушениях [12], что свидетельствует о нарушении ветеринарно-санитарных правил.
Так же на основании постановления к административной ответственности привлекаются администрации муниципального образования районов например за [8] [30]:
– отсутствие оборудованных убойных пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального района;
– отсутствие специально отведённых и оборудованных, согласно ветеринарно — санитарным правилам, мест для термического обеззараживания навоза от сельскохозяйственных животных;
– не проводится профилактика по предупреждению заболевания людей и животных бешенством;
– не обеспечена круглогодичная работа бригады по отлову бродячих животных с необходимом количестве, оснащённая транспортом, орудиями лова, спецодеждой;
– выгул собак производится не на специально оборудованных площадках [1, п. 15.1.1] [1, п. 15.1.3];
– данные в похозяйственной книге и фактическое наличие скота и птицы на подворьях не совпадают; по хозяйственные книги старого образца, ведётся в рукописном варианте, в них не вносятся дополнительные сведения об изменениях количества сельскохозяйственных животных, птиц и пчёл в течение сельскохозяйственного года [9].
Частью 1 статьи 10.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6. КоАП РФ, выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил либо уклоняющихся от их исполнения. Поэтому согласно ст. 17 Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 года № 4979-1 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
В субъектах РФ запрещено производить убой скота вне убойных пунктов или площадок [10]. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты [1, п. 6.10.]. Обязанность следить за надлежащим состоянием скотомогильника вытекает не из гражданских норм, обязывающих владельца нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, а из полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, уставом и специальными правилами. Обеспечение соответствия устройства, санитарного состояния и оборудования скотомогильников (биотермических ям) требованиям Ветеринарно-санитарных правил является важной составляющей мер, направленных на предупреждение в границах муниципального образования последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе биолого-социального характера [5, п. 8 ч. 1 ст. 14; п. 7 ч. 1 ст. 15; п. 8 ч. 1 ст. 16].
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению [1, ч. 2 ст. 2.1].
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
Нарушение ветеринарных правил осуществляется путем действия, когда субъект совершает запрещенные процедуры и операции, связанные с использованием, содержанием домашних животных, а также путем бездействия. Бездействием являются не проведение профилактических мероприятий, не соблюдение карантинных правил, не оповещении о заболеваниях животных органам государственного ветеринарного надзора, убой скота с нарушением ветеринарных правил (отказ или уклонение от предварительного осмотра скота, несоблюдение санитарных нормативов при убое и т.п.).
В качестве последствий данного преступления указываются эпизоотии; массовая гибель домашних животных, не попадающая под признаки эпизоотий; распространение заболеваемости среди диких животных данного региона и их гибель; передача заболеваний, общих для человека и животных, хотя бы одному человеку.
Нарушение ветеринарных правил, возможно, с косвенным умыслом. Субъект, нарушая ветеринарные правила, осознает это, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет: рядовые граждане (владельцы животных, водители автотранспортных средств, нарушающие карантинные правила), работники государственных и негосударственных учреждений и предприятий (сельскохозяйственных предприятий, животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов, учреждений и предприятий Государственной ветеринарной службы).
Статья 249 Уголовного кодекса РФ гласит, что нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Пункт 2 этой же статьи предусматривает ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.
При отдельных правонарушениях ветеринарного законодательства могут применены и другие статьи Уголовного кодекса РФ. Так в соответствии со ст. 238 УК РФ могут быть привлечены владельцы животных и лица, осуществляющие производство и продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (реализация мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения, в результате потребления которых люди заболели сальмонеллезной токсикоинфекцией или другими болезнями, общими для человека и животных, и т.д.). Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалисты, неправомерно выдавшие ветеринарные свидетельства, справки, удостоверяющие соответствие продуктов животного происхождения требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, без должного ветеринарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы, если эти продукты окажутся причиной передачи заболевания людям.
При нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами, токсинами, если это повлекло причинению вреда здоровью человека, распространением эпидемии или эпизоотий либо иные тяжелые последствия применяется статья 248 УК РФ. Данный вид преступления наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового. Субъектом преступления могут являться ветеринарные работники лабораторий, научно-исследовательских ветеринарных учреждений, занимающиеся выполнением работ с использованием биологических агентов или токсинов, а также работники ветеринарных аптек и других учреждений, нарушающие правила обращения с биологическими агентами и токсинами.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушениями правил регистрации, либо осуществляющие без специального разрешения (лицензии) или с нарушениями условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, является уголовно наказуемым деянием. Статьей 171 УК РФ установлена санкция –штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет. Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалисты, занимающиеся незаконным ветеринарным предпринимательством.
Нарушение ветеринарных правил не во всех случаях грозит жизни и здоровью граждан. Более того, ряд заболеваний животных хотя и являются заразными, однако способностью передаваться человеку не обладают. Поэтому, в частности, необходимо определить тяжкие последствия, понимая под этим причинение крупного материального ущерба и/или передачу заразного заболевания от животных людям.
Ветеринарные правила, однако, можно нарушить не только активными действиями, но и бездействием. Анализ уголовных дел показал, что в большинстве случаев имеют место такие нарушения как: отказ или уклонение от забоя больного скота, не проведение профилактических и лечебных мероприятий, не выполнение требований по карантинному режиму. Эти нарушения выражаются в форме бездействия должностных лиц, предпринимателей и ветеринарных врачей. Достаточно широкую распространенность имеют преступления за которые предусмотрена ответственность за халатность.
Нередко встречаются в практике вопросы о критериях разграничения преступных нарушений ветеринарных правил от административно-наказуемых проступков. Основным элементом разграничения, служит характер и размер последствий.
Среди основных условий, способствующих нарушениям ветеринарных правил и правил о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отсутствие должного контроля за деятельностью ветеринарных специалистов и работников животноводства. А так же отсутствие у работников надлежащего образования, профессиональной подготовки, навыков ветеринарного дела, ненадлежащие условия работы в ветеринарных клиниках и животноводствах.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
[3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
[5] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
[6] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” // СПС «Консультант Плюс».
[7] Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I “О ветеринарии” // СПС «Консультант Плюс».
[8] Постановление № 33 от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении выданное начальником территориального отдела, главным государственным ветеринарным инспектором по Калининскому, Лысогорскому и Самойловскому муниципальным районам Саратовской области // СПС «Консультант Плюс».
[9] Приказ Минсельхоза РФ от 11.10.2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» // СПС «Консультант Плюс».
[10] Приказ Управления ветеринарии Правительства Саратовской области № 39 от 30.03.2011 года «Об усилении контроля при убое скота и перевозки скоропортящейся продукции» // СПС «Консультант Плюс».
[11] Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469 // СПС «Консультант Плюс».
[12] Постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу № 26-3488/2010 // СПС «Консультант Плюс».
[13] Постановление № 33 от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении выданное начальником территориального отдела, главным государственным ветеринарным инспектором по Калининскому, Лысогорскому и Самойловскому муниципальным районам Саратовской области // СПС «Консультант Плюс».
[14] Приказ Минсельхоза России от 19.12.2011 года № 476 «Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» // СПС «Консультант Плюс».
[15] Санитарные правила СП 3.1.096-96, Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезными, общими для человека и животных. Бешенство» // СПС «Консультант Плюс».
[16] Санитарные и ветеринарные правила для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств (Утверждены Госагропромом СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР 29 сентября 1986 г.) // СПС «Консультант Плюс».
[17] СП 3.1.084–96 Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных // СПС «Консультант Плюс».
[18] СП 3.1.085–96 Бруцеллез // СПС «Консультант Плюс».
[19] СП 3.1.087–96 Кампилобактериоз // СПС «Консультант Плюс».
[20] СП 3.1.086–96 Сальмонеллез // СПС «Консультант Плюс».
[21] СП 3.1.088–96 Листериоз // СПС «Консультант Плюс».
[22] СП 3.1.092–96 Орнитоз // СПС «Консультант Плюс».
[23] СП 3.1.094–96 Иерсиниозы // СПС «Консультант Плюс».
[24] СП 3.1.095–96 Коксиеллез (лихорадка Ку) // СПС «Консультант Плюс».
[25] СП 3.1.091–96 Лептоспироз // СПС «Консультант Плюс».
[26] ВП 13.4.1318-96 Ветеринарные правила // СПС «Консультант Плюс».
[27] МУ 3.1.7.1104–02 Эпидемиология и профилактика листериоза // СПС «Консультант Плюс».
[28] Санитарные правила и нормы устройства, оборудования и эксплуатации аптек (САНПИН 2.1.3.12.1.2007) // СПС «Консультант Плюс».
[29] Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел. Утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 15 декабря 1976 г.) // СПС «Консультант Плюс».
[30] Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2012 г. № 12АП-9300/12 // СПС «Консультант Плюс».
Источник : http://xn--b1aiui.xn--p1ai/ru/2013/8/5